email


О проекте
НОВОСТРОЙКИ  
ГОСТИНЫЙ ДВОР  
ВАСИЛЬЕВА-ОСТРОВСКАЯ  
ГЛАВНАЯ
АВТОРОВО  
ПРОСПЕКТ СОБЫТИЙ  
АКАДЕМИЧЕСКАЯ  

 

 

   

Михаил Эпштейн


Научное кредо

Для меня литературоведение - составляющая самого литературного процесса. Как существует экспериментальная и теоретическая физика, так существуют экспериментальная литература (художественная) и теоретическая литература (критика, литературоведение). Одно немыслимо без другого. Более того, литературоведение перерастает в "литературоводство" (по аналогии с хлебниковским проектом "языководства"). Привлекательна возможность воздействовать теоретической мыслью на художественное развитие, предсказывать или в редких случаях прокладывать его пути. Мне ближе проективное письмо, жанр манифеста или гипотезы в том, что касается современной культуры. Это не столько культурология, сколько культуроника, или то, что по-английски называется "techno-humanities", - гуманистика как искусство (techne) создания новых понятий, терминов, мыслеобразов, жанров, стратегий письма.

Есть три вида деятельности в области знаков: знакосочетательная (речь, литература), знакоописательная (лингвистика, словари) и знакосозидательная. Третий вид - самый редкий: это не употребление и не описание знаков, уже существующих в языке, а введение в него новых знаков: неология, знакотворчество. Можно предположить, что знакодатели со временем будут играть в обществе не меньшую роль, чем законодатели. Это два дополнительных вида деятельности, потому что закон подчиняет всех общей необходимости самоограничения, а новый знак создает для каждого новую возможность самовыражения. Нужна и соответствующая наука, которая занималось бы методами создания новых знаков. В семиотике обычно выделяются три раздела: семантика (отношение знака к значению и означаемому), синтактика (отношение между знаками) и прагматика (отношение между знаками и пользователями). Но нет специального раздела, посвященного созданию новых знаков, т.е. отношению между знаками и отсутствием таковых, семиотическим нулем, знаковым вакуумом, белыми дырами культуры. Вот эта область - семиургия - в последнее время и представляет для меня особый интерес, как теоретический, так и практический: введение новых знаков в естественный язык (русский, английский) и в языки разных наук и искусств.



Статьи:

Анафраза: Языковой феномен и литературный прием

Путь русского слова: Анализ и синтез в словотворчестве