email


НОВОСТРОЙКИ  
ГОСТИНЫЙ ДВОР  
ВАСИЛЬЕВА-ОСТРОВСКАЯ  
ГЛАВНАЯ
АВТОРОВО  
ПРОСПЕКТ СОБЫТИЙ 
АКАДЕМИЧЕСКАЯ  

 

 

   

Вступительное слово

СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПОЭЗИЯ: МЕЖДУ ТРАДИЦИЕЙ И ПОСТМОДЕРНОМ

Екатерина Васильева-Островская

Георгий Жердев "***"

Георгий Жердев - один из тех авторов, которые осваивают сегодня жанр так называемой Кибературы (компьютерной или интермедийной литературы), тесно связанный с новыми компьютерными технологиями и Интернетом как наиболее удобным средством распространения. На первый взгляд, такие анимации настолько далеки от поэтической традиции, что однозначно причислить их к стихам довольно трудно. Однако при ближайшем рассмотрении мы увидим, что автор исходит из очень традиционного элемента, а именно из трёх звёздочек (***), которые обычно предваряют в поэтических сборниках стихи "без названия". Именно из этих трёх точек (давших, кстати, название всему произведению), как из трёх пульсирующих центров, исходят буквы, слова и фотофрагменты, которые мы только что видели на экране. Таким образом, традиционный графический знак переносится в совершенно новый, непривычный контекст, отличающийся от "бумажных" стихов, прежде всего, своей нелинейностью, то есть отсутствием заданной последовательности восприятия отдельных элементов. Наш взгляд может свободно скользить по экрану и выделять для себя те слова, буквы и картинки, которые его больше притягивают. При этом анимация построена циклически, так что в конце мы опять возвращаемся к самому началу, чтобы заново пройти весь путь, быть может, уже с другими ориентирами.

Энрика Шмидт, которая изучает русскоязычную интермедийную литературу в институте русской и советской культуры имени Лотмана, в своей статье "Об универсальных библиотеках и садах расходящихся тропок", которую мне посчастливилось переводить, обращает внимание на то, что такие формы литературы перекликаются с постмодернистской критикой печатных текстов, своим линейным графическим построением диктующих читателю, по мнению Ролана Барта, иерархии и категории, против которых трудно устоять. Децентрализованная структура кибер-стихов, заставляет нас в буквальном смысле слова нащупывать текст, то есть даёт нам, как читателям, максимальную свободу выбора. При этом, конечно, не стоит забывать, что скорость, с которой знаки передвигаются по экрану, задана всё-таки самим автором, так что эта свобода приобретается в данном случае за счёт подчинения диктату другого рода, который отсутствует в бумажной поэзии.

"Ситуация расслабленного многообразия"

Однако кибер-стихи - это всего лишь одна небольшая часть того, что происходит сегодня в поэзии. Обратимся теперь к общим характеристикам современного поэтического процесса.

Сегодняшнюю ситуацию в русской поэзии лучше всего, на мой взгляд, охарактеризовал Михаил Эпштейн в нашем с ним интервью, назвав её "ситуацией расслабленного многообразия", в которой различные жанры и направления мирно соседствуют между собой. Антитеза официального и неофициального искусства стала утрачивать свою актуальность ещё в начале 80-х, когда внутри так называемой "неофициальной", то есть нелегализованной поэзии начали оформляться отдельные течения (такие, как метареализм, концептуализм, презентализм), стоящие друг к другу не в идеологиечской, а в эстетической оппозиции. Размежевание по группам не только отражало уже готовые художественные концепции, но и помогало их формированию, а также подготавливало почву для более осознанного и дифференцированного восприятия публикой новой поэтической волны. Однако в 90-е годы и это разделение утратило решающее значение. Поэтическая сцена заметно плюрализировалась и индивидуализировалась. На смену течениям пришло деление на жанры, которые представляют собой более расслабленную и динамичную форму поэтического самоопределения. Жанры не столь герметичны по отношению друг к другу, как школы и направления, они допускают продуктивный диалог и почти бесконечную палитру индивидуальных поэтических голосов, которые и определяют сегодня современную русскую поэзию.

Поэзия онлайн и оффлайн

Динамика и разнообразие сегодняшней поэтической сцены заставляют многих говорить сегодня о том, что, возможно, после золотого и серебряного века русской поэзии наступает бронзовый. В частности это заметно по многочисленным поэтическим объединениям, которые расцвели в последние годы. Назову хотя бы столичные "Вавилон" и "Рука Москвы", а также петербургское объединение "Пиитер". Собственно сама поэтическая жизнь сосредотачивается сегодня в клубах, где регулярно проводятся чтения и поэтические фестивали. Наибольшую популярность получили московские клубы "Проект ОГИ", "Авторник", Салон "Классики XXI века", а также "Арт-подвал бродячей собаки" в Петербурге. Особая роль в формировании сегодняшней поэтической элиты и привлечении внимания к новым именам играет Интернет. Хочу выделить такие крупные сетевые порталы, как "Вавилон" и "Сетевая Словеность", а также более камерные и концептуальные издания, как, например, "Периферия" и "Кастоправда", продолжающие традицию знаменитой "бумажной" серии альманахов "Твёрдый знак". Развитие Интернета не в последнюю очередь способствует также естественному процессу объединения российской и западной русскоязычной словесности в единое литературное пространство. К этому можно прибавить ещё и свободу территориального перемещения в обоих направлениях, позволяющую не только оказавшимся за границей авторам не потярять связь с широкой публикой, но и российским поэтам представить себя и своё творчество на Западе. Таким образом поэты, по разным причинам живущие и творящие сегодня за рубежом (как мы это и наблюдаем у всех приглашённых сегодня авторов) оказываются полностью интегрированными в общий литературный процесс

Между двумя полюсами

Обратимся к названию нашего вечера "Современная русская поэзия между традицией и постмодерном". Начнём с определения понятия постмодерн. Постмодерн - это дословно то, что приходит после модерна, то есть "постсовременность", та эпоха, в которой мы сейчас живём. Понятие постмодерна было введено в обиход и в научный язык французскими философами, которые искали обозначение новому историческому этапу, характеризующему ощущение изжитости современности и вступления в новую полосу развития (или кризиса). На основе этого термина возникло понятие "постмодернизм", обозначающее тенденции в культуре и искусстве, характерные для этого нового этапа. Определение постмодернизма как стиля занимает в научной литературе иногда целые страницы и даже главы. Поэтому, когда я брала интервью у Михаила Эпштейна я попросила его дать самое короткое определение постмодернизма, которое он сможет. И вот что он мне сказал: "Постмодернизм - это позиция игры со знаками и стилями всех прошедших культур, ироническая дистанция по отношению как к героике авангарда и соцреализма, так и трагическому мифотворчеству модернизма." То есть искусство постмодерна основывается именно на традиции и предполагает не только знание её канонов, но и свободное владение её знаковыми системами для того, чтобы эта игра могла осуществиться. Таким образом, когда мы говорим, что современная русская поэзия стоит между традицией и постмодерном, мы имеем в виду не столько то, что отдельные авторы могут быть рассмотрены с точки зрения удалённости или близости к какому-то из этих полюсов, но определяем всю сегодняшнюю литературную ситуацию как стоящую в электрическом поле, образованном переплетением этих двух тенденций, причём нередко в творчестве одного и того же автора. Поэтому рассматривать борьбу традиционных выразительных средств с языковым и концептуальным новаторством как непримиримый бой, из которого какой-то стиль непременно должен выйти победителем, мне представляется ошибочным. Хочу сослаться в этом месте на Юрия Лотмана, который говорил о том, что борьба структурных тенденций в литературном процессе не означает уничтожения одной из них и заменой её другой, а сопровождается появлением так называемых "запрещённых" структурных типов, художественно активных только на фоне той системы, которую они считаю своим антагонистом. Другими словами, художественно релевантное нарушение традиции невозможно без сохранения той же традиции как эстетически активной альтернативы, существующей в том же культурном срезе. С другой стороны, авторы, успешно работающие сегодня в традиционном ключе, также не могут игнорировать противоположную тенденцию. Рассматривая произведения этих авторов, надо всегда иметь в виду, что их язык - это их выбор, их позиция по отношению к постмодернистским жанрам, на фоне которых они будут восприниматься читателем. И если постмодернизм характеризуется преодолением традиции, то сегодняшние продолжатели традиции пытаются также по-своему преодолеть постмодернизм, сознательно выбирая свой собственный угол зрения.



НА СТРАНИЦУ ПОЭТИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ